-

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Сведения об образовательной организации

Версия сайта

Безопасный труд

Аттестация педагогических работников

Официальные сайты

Психолог в детском саду? Нужен!

Психолог в детском саду? Нужен!

В школах, а затем и в детских садах психологи появились еще в восьмидесятых годах. И, как ни странно, до сих пор не перестали считаться «новшеством». Как все новое, которое еще не стало понятным и привычным, работа психологов обросла «родительскими мифами». О некоторых их них, а также о том, зачем все-таки в детском саду психолог, я и хочу рассказать

Как правило, в детских садах или дошкольных центрах развития работают специалисты, профессия которых, согласно полученному образованию, называется «педагог-психолог». Педагог-психолог должен помочь воспитателю и родителям ребенка найти и объяснить скрытые причины некоторых детских неудач, поступков и особенностей поведения.

А теперь хотелось бы сказать о наиболее распространенных «мифах» о психологах в детском саду. Большинство родителей резонно полагают, что слово «психолог» образуется от слова «псих». Из чего далее делают совершенно неверный вывод о том, что если с их ребенком в саду работает психолог, то их сын или дочь психически ненормальные. На этом основании некоторые мамы вообще стараются избегать общения с садовским психологом. А уж если малыш попадает на коррекционные занятия, то родители - сторонники этого взгляда - порой даже скандалят или просто просят прекратить занятия ребенка с психологом. Чтобы развеять этот миф, подчеркну, что психолог в саду работает с НОРМАЛЬНЫМИ детьми и их индивидуальными ОСОБЕННОСТЯМИ, а не отклонениями.

Другое, не менее распространенное и тоже ошибочное мнение: психолог, психоневролог, невропатолог, дефектолог и нейропсихолог - это все одно и то же. То есть врачи, которые работают с отклонениями в психике, с ее дефектами. На основании этой точки зрения родители требуют от психолога невозможного. Обратите внимание на сочетание слов: педагог-психолог. В первую очередь педагог. Это сообщает мамам и папам о том, что данный специалист не врач. Он может только предположить диагноз и направить ребенка к соответствующему специалисту. Поставить диагноз и тем более работать с ним он не может и не имеет права.

Таким образом, в детском саду педагог-психолог присутствует в первую очередь для того, чтобы всеми сторонами «соблюдались интересы ребенка». Его труд, как правило, не очевиден родителю, но малышу он, поверьте, необходим.

Чем занимается в саду педагог-психолог?

Работа психолога в дошкольном учреждении осуществляется по трем основным направлениям: работа с педагогами, с родителями и, естественно, с детьми.

Работа с родителями и педагогами.

Специалист знакомит педагогов и родителей с последними достижениями психологии, освещает фундаментальные вопросы, например «Развитие детской психики в разные возрастные периоды» (что ваш ребенок уже должен уметь делать в определенном возрасте, а что еще рано с него требовать).

В любом саду, где работает психолог, проводятся консультации для родителей. Обычно при первой встрече излагается суть проблемы, которая тревожит родителей, иногда для ее решения необходимо поработать с ребенком, но иногда помощь требуется не столько ребенку, сколько самому обратившемуся. Если же запрос родителей действительно касается ребенка, то после обращения с ним проводится необходимая работа, а затем родителям даются рекомендации по дальнейшему воспитанию.

Работа с детьми протекает в двух плоскостях: развитие познавательных процессов психики и преодоление нарушений в поведении. Психические процессы, с помощью которых ребенок изучает мир (а именно - восприятие, внимание, память, мышление, воображение) развиваются по мере роста детского организма, но их так же можно совершенствовать с помощью целенаправленных упражнений. Психолог с помощью методик диагностирует уровень развития определенного процесса (например, слуховой памяти), сравнивает этот уровень с возрастной нормой (т. е. как слуховая память развита у большинства детей данного возраста) и дает заключение - слуховая память развита выше возрастной нормы, на том же уровне, либо ниже. В последнем случае рекомендуются специальные упражнения, при регулярном выполнении которых можно улучшить слуховую память.

Примерно так определяют и широко известную психологическую готовность ребенка к школе, но кроме вышеперечисленных познавательных процессов изучается также уровень школьной мотивации - т.е. наличие либо отсутствие желания идти в школу, а также, что в этой самой школе ребенка привлекает.

Кроме мотивации в диагностике школьной зрелости определяется уровень развития произвольной сферы ребенка: может ли он сосредотачиваться на выполнении не очень интересного задания, либо быстро устает, начинает отвлекаться; способен ли удерживаться от импульсивных, непосредственных действий, либо сначала ответит на вопрос, а потом подумает; способен ли подчинять свои желания требованиям ситуации (хочется поговорить с соседом, но нельзя, т.к. идет занятие).

Главная цель занятий кружка «Страна Гармония», направлена на развитие эмоциональной сферы детей. У них постепенно формируется способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развиваются коммуникативные навыки, произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими.

Конечно, в условиях детского сада невозможна более-менее длительная индивидуальная психокоррекционная работа. Поэтому для глубокой работы с невротическими проявлениями необходимо обращаться в специализированные психологические Центры.